Официально в Японии эпохи Сэнгоку существовало несколько уровней власти.
На фоне усобиц военных домов, в 1500-м году Двор императора в Киото утратил контроль над большей частью своих земельных владений, и в финансовом отношении начал полностью зависеть от сёгуната и провинциальных военачальников.
Население делится на 4 сословия: 1) самураи, 2) крестьяне, 3) ремесленники, 4) купцы. Привилегированное положение у самурайства. Жизнь и быт низших сословий подвергаются унизительным регламентациям.
Двор Императора формально всё ещё является центром управления Японией. Столичный Двор продолжает воспроизводить порядки предыдущих эпох: проводить назначения на высшие государственные посты, организовывать церемонии и работу придворных ведомств, издавать указы высшей юридической силы (яп. 綸旨, риндзи).
Ни один военачальник не может получить титул сёгуна, не достигнув определённого ранга в придворной иерархии. Распределяя титулы не только между столичной гражданской аристократией, но и между военными лидерами, Двор сохраняет статус важного центра управления. Именно фигура государя Японии продолжает являться источником легитимности власти любого военного клана.
Иными словами, придворные назначения повышают престиж и возможности карьерного роста военачальников.
Государь Го-Нара - Император - Нищенствующий государь Го-Нара, вынужден заложить дворец и кормиться продажей собственной каллиграфии, не всегда заботится о собственном политическом положении.
Столичная аристократия
Люди, которые окружают особу государя и служат в государственных ведомствах. Как и сам государь, гражданские служащие лишены доходов с частных земельных владений, занятых военными кланами. Одни придворные стремятся поддерживать свой высокий статус в Киото, другие покинули город и отправились во владения могущественных военных князей, третьи вообще взяли оружие в руки и сами пошли на войну.
Аристократия может издавать постановления Большого государственного совета (яп. 宣旨, сэндзи) и указы членов Династии (яп. 令旨, рё:дзи), которые в придворной юридической иерархии стоят выше любого приказания сёгуна (яп. 御教書, мигё:сё), но ниже повеления государя. Иными словами, бабушка государя Японии может отменить любой указ сёгуна.
Однако такой властью аристократы пользуются нечасто. Чаще они достигают реального влияния на военных лидеров в качестве их наставников в поэзии, живописи или других изящных искусствах.
В ходе Смуты годов Онин (1467-1477) Киото оказался разгромлен и разграблен. Государь был вынужден переселиться в резиденцию сёгуна, а многие аристократы бежали в западную Японию. Здесь, в твердыне Ямагути, клан Оути основал новый культурный центр, где проживают такие деятели культуры, как мастер живописи Сэссю.
Сёгунат может распределять посты военных губернаторов (яп. 守護, сюго), проводить назначения в собственные ведомства, а также координировать нападение на тех или иных военачальников, которое, к слову, не всегда завершалось успешно.
В 1487 и 1491 годах сёгунат организовал военные походы против клана Роккаку в южной части провинции Оми, недалеко от столицы. Однако глава клана Роккаку Такаёри постоянно сбегал в горы, а после ухода войск сёгуна вновь возвращал власть. События эти подрывали авторитет сёгуната, ведь сёгун формально выступал в качестве высшего руководителя всех воинов Японии, но не справлялся со своими обязанностями.
Жрецы и монахи
В условиях мощнейшей раздробленности они создавали оплоты стабильности. Традиционно автономные в рамках владений святилищ и монастырей, они нередко отстаивали свои интересы с оружием в руках.
Жрецы и монахи могли влиять на решения Двора, сёгуната или княжеств, а также регулировать жизнь крестьян и горожан на подвластной им территории.
Если раньше система «Постановлений Согэн» (яп. 宗源宣旨, Со:гэн-гэндзи), которой подчинялись святилища по всей стране, была под контролем государей, то в последние годы каждый монастырь концентрировал рычаги управления в своих руках.
Жреческий дом Ёсида даже в годы усобиц распределял ранги и права между святилищами. Глава жреческого дома Ёсида выносил решения по спорным вопросам.
Система управления многими монастырскими землями нередко отражала древние порядки. Настоятель традиционной буддийской школы (яп. 本山, хондзан) мог напрямую зависеть от мнения Предстоятелей (яп. 大僧正, дайсо:дзё:), которым подчинялись различные крупные храмы и монастыри школы с сетью более мелких обителей, в которых руководили уже местные настоятели (яп. 上座, дзё:дза), в общей иерархии занимавшие посты малых предстоятелей (яп. 少僧正, сё:со:дзё:). Кроме того, в конкретных храмах существовало разделение на административно-хозяйственные и духовные должности, что позволяло распределить обязанности и добиться наибольшей эффективности управления.
Князья и военачальники
Они могли издавать законы, непосредственно регулирующие жизнь местных жителей. В руках князей сосредоточилась максимальная автономия. Страна была разделена, и в каждой провинции мы можем встретить собственную валюту, собственные войска или уникальное законодательство.
Князья и военачальники создавали новую власть. Вышедшие из самураев, торговцев, монахов или даже бандитов, они свергали местных управителей и устанавливали единоличную власть на конкретных территориях.
Постановления государя обладали высшей юридической силой, но покоились на плечах военачальников, заинтересованных в придворном продвижении. В большинстве же случаев указы правителя Японии касались церемониальных и кадровых вопросов, довольно значимых для японского общества.
Двор и столичная аристократия практически утратили «законодательную инициативу». Лишившись средств к существованию, придворные по большей части концентрировались на культурной жизни, нежели на вопросах управления. Хотя находились и исключения. Так, среди аристократов были и участники сражений между самураями.
Сёгунат старался эффективно использовать оставшиеся рычаги влияния. Главным инструментом давления выступало распределение постов, а также военные походы против несогласных. Впрочем, каждая такая акция должна была получить поддержку влиятельных независимых воинов.
Жрецы и монахи в административном плане окончательно откололись от двора и столицы. Всё чаще вступая в союзы с военными лидерами, святилища и монастыри воплощали собственные модели управления.
Что касается князей, те создавали новые законодательные собрания и стремились вводить законы, которые регулируют жизнь простых людей на территории конкретных княжеств.
Вся реальная власть концентрируется в руках локальных феодалов, настоятелей храмов, главных жрецов, провинциальных аристократов и управителей, хотя на баланс сил на карте Японии напрямую продолжают влиять как курс двора и сёгуната, так и деятельность военных губернаторов и буддийских лидеров.
Источник: https://konnichiwa.ru/page/3578/